АПОЛЛОН 13 (Apollo 13) 1995 Режиссер:
Рон Ховард
В ролях: Том Хэнкс, Кевин Бейкон, Билл Пакстон, Гэри Синиз, Эд Харрис,
Кэтлин Куинлан, Брайс
Даллас Ховард, Уолтер Кронкайт
Жанр: Приключения
По книге "Утерянная Луна" Джима Ловелла и Джеффри Клюгера.
Прошло меньше года с тех пор, как человек впервые ступил на Луну,
а американское общество было уверено в том, что "Аполло 13"
будет обычным полетом, пока в эфире не прозвучало: "Хьюстон,
у нас проблема".
«Аполлон 13» как драма со спецэффектами может быть сопоставлена
с другой лентой Ховарда — «Обратная тяга» о доблестных пожарниках.
Но режиссер не стремится к возвеличиванию подвигов храбрых американских
астронавтов — не только из-за того, что миссия «Аполлона 13» в апреле
1970 года оказалась неудачной, накладки и сбои в программе преследовали
с самого начала, а в несчастливый день 13 апреля на корабле с порядковым
номером 13 случилась серьезная авария, в результате которой экипаж
только чудом остался жив, а еще предстояло снять его с орбиты.
Фильм «Аполлон 13» в каком-то смысле — тоже обычная производственная
история: люди заняты своей нелегкой работой, в их поведении на Земле
и в космосе немало бытовых, даже снижающих излишний пафос деталей,
и они вынуждены ликвидировать прорыв вместе с центром управления
полетами в Хьюстоне лишь потому, что иначе не выжить и подвергнуть
сомнению всю космическую программу. Тем более, что в космосе в то
время еще не погибал ни один из американских астронавтов (но в первых
кадрах картины мы не случайно видим тех, кто заживо сгорел двумя
годами раньше во время испытаний на Земле). Однако три патетических
момента (наблюдение в иллюминатор за уже недоступной Луной, удачная
коррекция орбиты корабля с ориентацией на голубой шар Земли и, наконец,
аплодисменты и проявление эмоций в центре управления в Хьюстоне
после почти пятиминутного ожидания сообщения о том, что посадочный
модуль с живыми астронавтами благополучно преодолел высокие слои
земной атмосферы) точно расставлены в более чем двухчасовом повествовании.
Оно смотрится увлекательно — даже если мы знаем заранее, что все
должно кончиться хорошо. Но справедливости ради надо сказать, что
еще интереснее — документальная лента Эла Райнерта (кстати, одного
из сценаристов фильма «Аполлон 13») «...и для всего человечества»
(1989), которая смонтирована из уникальных кадров, снятых членами
экипажей всех экспедиций на Луну.